Раньше основной опасностью во владении автомобилем я считал возможность его угона, и успокаивал себя мыслью, что моя машина редкая и непопулярная, а значит мне это не грозит.
Переосмысление ситуации пришло после того, как прошедшим летом мой автомобиль обокрали ночью во дворе дома — разбили стекло и вытащили магнитолу и видеорегистратор.
После этого события я потратил некоторое время на то, чтобы вникнуть в тему, и составил перечень необходимых действий для защиты автомобиля от любых преступных посягательств, не связанных с угоном, который теперь и публикую для ознакомления.
Содержание
Основные угрозы
Основные угрозы, не связанные с попыткой угона, можно разделить на следующие категории:
- кража вещей из салона через окно
- кража вещей из салона с использованием код-граббера
- кража вещей из салона «барсеточниками»
- кража колес и колесных дисков
- кража доступных снаружи легкосъемных элементов
Суть любых защитных действий
Не думаю, что открою для кого-то секрет, если скажу, что законодательная защита имущественных прав в России не работает. И заработает не раньше, чем наши законотворцы приравняют по тяжести преступления против частной собственности к преступлениям против личности. А такое если и случится, то явно не в скором будущем.
Да, формально в УК РФ присутствует статья за кражу, но при этом вся правоохранительная система стоит скорее на защите интересов преступника, чем его жертвы.
Полицейским выгоднее не ловить вора (не тратить на это время), чем ловить.
А если вора поймают, то у него будет уйма возможностей уменьшить свою вину. Не кража, а нашел на улице. Не взлом, а хулиганство. Не проникновение в чужое авто, а было холодно и сел погреться. Не угон, а завладение без цели хищения. Утрирую, конечно, но суть именно такова.
Допустим, вора поймают и осудят. На первый раз он скорее всего получит условный срок. При рецидиве, и если его опять поймают, отправится отдыхать на пару лет за решетку. Работать в тюрьме он не будет, легально оформленного на него имущества для возможного ареста приставами у него нет, выселять должников из жилья за долги у нас запрещает законодательство, поэтому о какой-то компенсации материального ущерба можно и не мечтать. Не говоря уж о ущербе моральном.
В общем, если надеяться на один лишь закон, то потерпевший гарантированно понесет убытки. Материальные, временные (а время это тоже деньги), да и душевные страдания от произошедшего никуда не деваются.
Мечтать о сокращении количества мелкого ворья и творимых ими деяний тоже не приходится: с учетом действующей практики наказаний за воровство, воровать в нашей стране — выгодно.
Поэтому смысл защитных действий сводится к тому, чтобы сделать именно свое имущество менее доступным и желанным для злоумышленника по сравнению с другими доступными для него вариантами.
Решение 90% проблем
90% возможных проблем можно избежать, если ставить автомобиль на охраняемую парковку, держать салон закрытым и не оставлять на виду ценных предметов, а также подключенных панелек автомагнитол, антирадаров, видеорегистраторов и gps-навигаторов вне зависимости от их стоимости.
Вор не будет на глаз прикидывать стоимость конкретно вашего копеечного регистратора, если ваша машина — единственная в округе, где он не снят в отсутствие водителя. Он сначала украдет его, а потом будет разбираться. И даже если он выручит за него несколько сотен рублей — с учетом мизерных трудозатрат на саму кражу его это вполне устроит.
Если нет гаража, то охраняемая парковка — это то, на чем никогда не следует пытаться сэкономить. Ущерб от одной единственной кражи даже из недорогого автомобиля может спокойно превышать годовую стоимость такой парковки.
Темнота и незаметность — лучшие друзья вора
При невозможности пользования охраняемой парковкой следует ставить автомобиль на хорошо освещенные места и избегать мест укромных и малолюдных.
Тихие и укромные места кажутся такими уютными и комфортными. Но именно такими они являются и для потенциального вора, которому будет очень комфортно возиться с чужим автомобилем в укромном уголке, где мало света и куда не заглядывают случайные зеваки.
Защита от проникновения в автомобиль через окно
Проникновение в автомобиль с разбитием одного из боковых окон — самый распространенный и доступный способ.
И самый неприятный для владельца, поскольку стоимость замены стекла может намного превышать стоимость похищенных вещей.
Злоумышленнику-то без разницы, что замена разбитого им стекла будет стоить 10 000 рублей, в то время как украл он копеечный регистратор стоимостью тысячи в полторы. Для него это в любом случае прибыльно.
Немного о том, как бьются автомобильные стекла
Дилетанту может показаться, что битье автомобильного стекла — это очень громкое и приметное занятие.
Звон осколков, вой сирены, все зеваки оборачиваются и смотрят в упор на незадачливого вора… Как бы не так.
Бьют стекло чем-то тяжелым, что вызывает срабатывание датчика удара и вой автомобильной сигнализации только дурачки. Но и дурачку хватит времени, чтобы под вой сирены схватить лежащую в салоне сумку, или телефон, или выдернуть из крепление на лобовом стекле регистратор, и дать деру пока обыватели недоуменно смотрят на происходящие.

Более умные злоумышленники поступают по-другому. Они просто подходят к автомобилю и невзначай облокачиваются на него, держа в руке какой-нибудь предмет с тонким и острым кончиком (например — кернер) и давя этим предметом в одну точку на стекле. Тихий хлопок — и стекло лопается, покрываясь сеткой из множества трещин. После чего достаточно легкого прикосновения рукой, чтобы аккуратно продавить его осколки внутрь салона. Сигнализация при этом не срабатывает, а поведение вора не бросается в глаза со стороны. Все выглядит тихо и цивильно.
А если вора и застать в этот момент на месте преступления — он съедет на то, что просто шел около машины, тут ему внезапно поплохело, качнуло в сторону, а стекло возьми, да и лопни. И никакого злого умысла не предъявить, максимум что ему грозит за это — статья 168 УК РФ «Уничтожение или повреждение имущества по неосторожности» с наказанием в виде штрафа.
Еще один популярный у воров способ разбития автомобильного стекла — это кинуть в него мелким керамическим осколком, например, от раздавленной свечи зажигания. Или выстрелить керамическим осколком из рогатки. Требует большей сноровки — не всегда стекло разбивается с первой попытки, все зависит от правильной силы броска. Но зато позволяет находиться на безопасном расстоянии от машины и спокойно наблюдать за ситуацией.
В общем, стекло — слабое место любого автомобиля. Кажется, что закрытые окна обеспечивают безопасность и делают внутреннее пространство автомобиля защищенным от внешних посягательств, но на самом деле знающий человек может разбить стекло не привлекая внимания практически в любой обстановке — даже при свете дня на парковке ТЦ или офисного здания.
Тонировка

Мое отношение к тонировке раньше было негативным. Есть единицы автомобилей, на которых тонированные стекла смотрятся действительно красиво. К красоте же основного большинства автомобилей тонировка не добавляет ничего, а на некоторых смотрится слишком броско и вызывающе, выдавая во владельце дешевого позера и любителя бандитской эстетики из 90-х.
Ну а самых активных адептов «тонера вкруг» с их смешными аргументами в духе «не хочу сидеть как в аквариуме» я считал и продолжаю считать зашоренными гопниками, комплексующими из-за диссонанса между собственной не внушительной внешностью и манерой поведения на дороге.
Тем не менее, в деле защиты автомобиля тонировка является очень полезной вещью.
Как известно каждому автовладельцу, автомобильное стекло сделано таким образом, что от удара оно сразу же идет трещинами по всей площади и осыпается мелкими осколками. Это сделано в целях защиты людей в авто при ДТП: чтобы осколками не посекло лицо, и чтобы через разбитое окно можно было выбраться наружу в случае клина двери.
Тонировочная пленка клеится на стекло с внутренней стороны и даже после его разбития продолжает удерживать осколки в собранном состоянии, не давая им осыпаться внутрь. Хоть это и не обеспечивает стопроцентную защиту, но, тем не менее, затрудняет вору проникновение внутрь и увеличивает затрачиваемое на него время.
Кроме того, тонировка мешает видеть, что находится в салоне авто. И это тоже полезно в плане защиты. Вор не станет рисковать просто так. Он не полезет в машину, не зная наверняка, что в ней есть чем поживиться. Ему выгоднее потратить дополнительное время, но присмотреть машину, в которой гарантированно есть что брать.
В общем, первое, что стоит сделать для обеспечения допонительной защиты своего автомобиля — это затонировать все стекла.
Но что делать с передними окнами? Как известно, по новым регламентам в РФ их нельзя тонировать. Как поступать в такой ситуации — решать каждому индивидуально.
Первый вариант — затонировать машину наглухо по кругу, невзирая на запрет. В конце концов, как-то же такие машины умудряются ездить по улицам городов.
Второй вариант — съемная тонировка. Представляет из себя хорошо переносящую сгибы пленку, которая крепится на стекле с помощью электростатики и может неограниченное количество раз сниматься и надеваться. Т.е. крепим пленку и ездим с ней, при остановке сотрудниками ГИБДД «устраняем нарушение на месте», после чего отъезжаем и крепим ее снова.
Третий вариант — двойное остекление. В дверь монтируется второй стеклоподъемник и второе стекло — тонированное. Такое решение стоит дороже, зато полностью автоматизировано, а также более безопасно при езде в сумерках, когда тонировка действительно мешает оценивать дорожную ситуацию. С двойным остеклением достаточно нажать на кнопку, чтобы «растонировать» передние окна.
Бронепленка

Бронепленка на окна — еще одно решение для защиты автомобиля из разряда «must have». Если тонировка наносится на автомобильные стекла изнутри, не препятствует их разбиванию и только держит на себе осколки, то бронирующая пленка клеится снаружи и защищает стекло от внешних воздействий, в том числе от попыток их разбивания.
Бронепленки имеют разные классы прочности, самые прочные из них способны защитить стекла даже от выстрелов из травматического и мелкокалиберного огнестрельного оружия.
Лучше не мелочиться и выбрать наиболее прочную пленку из доступных. Качественные бронирующие пленки выпускаются под брендом Armolan.
Бронепленка хороша как сама по себе, так и вместе с тонировкой. При сочетании бронирующей пленки снаружи и тонировочной пленки изнутри получаются этакий сэндвич со стеклом посередине. В таком случае, даже если стекло и разобьется, ему просто некуда будет деваться, а попытки его продавливания в салон авто займут у злоумышленников неадекватно большое количество времени и скорее всего приведут к срабатыванию сигнализации.
Защита от код-грабберов
Единственный надежный способ защититься от перехвата кода с брелка сигнализации — не делать ставку в защите своей машины на то, что поддается управлению посредством брелка и радиоканала.
Никакой вор с код-граббером не сможет открыть вашу машину, если центральный замок на ней запирается и отпирается механически, поворотом ключа в личинке.
Безопасный, но не самый удобный вариант — запирать машину на ключ, после чего включать сигнализацию с брелка. Сам модуль сигнализации не должен иметь подключение к центральному замку. Тогда перехват кода с брелка ничего не даст злоумышленнику: он сможет отключить сигнализацию, но не откроет двери.
Большинство людей не будет использовать этот вариант, потому что слишком разбаловано возможностью запирать и отпирать машину нажатием всего одной кнопки. В таком случае как минимум нужно избегать оставления в машине ценных вещей — причем не только в салоне, но и в багажнике, ведь у перехватившего код сигнализации вора будет доступ и к нему.
Ну и не терять бдительности: если в каком-нибудь людном месте, вроде парковки ТЦ, машина не ставится на сигнализацию с первого раза или брелок отвечает каким-то нестандартным писком, то это верный сигнал, что здесь что-то не так.
Защита от кражи колес и колесных дисков

Защититься от кражи колес можно одним способом — заменой стандартных болтов крепления на болты-секретки с нестандартной головкой.
Болты-секретки бывают двух видов: те, что «для вида» и те, которые реально защищают.
Признак качественных «секреток» — невозможность использовать клин или плоскогубцы для откручивания. На качественных «секретках» шляпка прокручивается при попытке открутить винт плоскогубцами, а вставить клин нет возможности.

Хорошие болты-секретки выпускаются немецким брендом McGard (МакГард). Каждый комплект их «секреток» имеет индивидуальный ключ для открывания, то есть если злоумышленник купит себе макгардовские «секретки» ради получения ключа, то все равно не сможет открыть своим ключом чужие «секретки» этого бренда. В то же время владелец комплекта «секреток» при утере или поломке ключа может заказать копию у представителей бренда — для этого ему нужно сообщить серийный номер своего комплекта, отпечатанный на его упаковке. В этом номере закодирована информация, использующаяся для расшифровки параметров нужного ключа.
Болты-секретки, вне зависимости от выбранной модели и бренда, можно крепить и снимать только ручным способом, без использования пневматического болтоверта. Иначе можно «убить» головку. Это единственный недостаток таких болтов.
Защита от барсеточников
Защита от барсеточников может быть только активная.
То есть, постоянно быть начеку. Держать двери в салон запертыми. Класть вещи так, чтобы их трудно было выхватить через открытое окно или незаметно приоткрыв оказавшуюся незапертой дверь. Избегать перевозки ценных вещей в задней части салона — либо держать их на переднем пассажирском сиденье под присмотром, либо перевозить их в багажнике.
Закрывать машину, выходя из нее даже на минуту (например, на заправке).
С подозрением относиться к любым попыткам «заговорить» вас или под каким-то предлогом выманить из салона.
Защита от кражи легкосъемных элементов
Защита от краж легкосъемных элементов может создаваться только в индивидуальном порядке, исходя из известных «слабых мест» конкретной модели автомобиля.

Например, передние фары на старых поколениях VW Touareg, Porsche Cayenne и некоторых Volvo крепятся так, что их можно вытащить снаружи, при включенной сигнализации и без доступа в подкапотное пространство. Владельцы этих автомобилей знают про такую особенность и имеют представление о способах защиты.
На других машинах, особенно старых моделей, нужно уделить внимание защите капота — чтобы нельзя было открыть его с улицы, быстро скинуть клеммы аккумулятора чтобы не заорала сигнализация, а затем стащить сам аккумулятор или что-то еще.
Практически невозможно обезопаситься от кражи автомобильных шильдиков, если оставлять машину без присмотра в местах, где никто не заметит и не спугнет ковыряющего ее отверткой человека.
Чек-лист по защите автомобиля
Кратко подытожить все вышеописанное можно при помощи чек-листа:
- Вся суть защитных действий сводится к тому, чтобы сделать свое имущество менее доступным и желанным для злоумышленника по сравнению с тем, что он может найти где-нибудь по соседству
- Внутреннее пространство автомобиля должно быть скрыто от посторонних глаз
- Процесс получения доступ внутрь автомобиля должен быть затруднен и затянут по времени насколько это возможно
- Пассивная защита: не оставлять автомобиль без присмотра, не парковаться в укромных и уединенных местах, по возможности пользоваться охраняемыми парковками
- Защита от проникновения через окно: тонировка и бронепленка
- Защита от код-грабберов: отвязанный от сигнализации центральный замок, личная бдительность, отсутствие ценных вещей в салоне и багажнике
- Защита от воровства колес и дисков: качественные болты-секретки
- Защита от барсеточников: транспортировка ценных личных вещей в багажнике вместо салона и особенно задней его части, личная бдительность
- Защита от кражи легкосъемных элементов: индивидуально, в зависимости от слабых мест конкретного автомобиля
Заключение
Бытует мнение, что стоимость комплекса защитных мер не должна превышать стоимости защищаемого объекта, поэтому читая этот длинный пост владельцы недорогих авто могут задаться вопросом «зачем оно мне надо?».
Решать каждому для себя.
Мне кажется, что спокойствие и защита от неприятных неожиданностей стоят того, чтобы немного переплатить.
Мегамануал, плюсую.
У нас в городе грабят и угоняют в основном недорогие авто. Начальник ГАИ свою панамеру даже не закрывает)