«Мизерере» (La marque des anges — Miserere) — французский триллер, снятый в 2013 году режиссером Сильвеном Уайтом по одновременному роману Жана-Кристофа Гранже. В главных ролях снялись Жерар Депардье и Джои Старр.
Действие разворачивается в Париже. Убит регент церковного хора, чилийский беженец Вильгельм Гетц. Во время смерти у него разорвались барабанные перепонки, а на месте убийства были обнаружены отпечатки детских ботинок.
Настоятель церкви информирует о произошедшем одного из своих прихожан — отставного полицейского Касдана (его роль, как уже можно догадаться, исполнил Жерар Депардье), который начинает собственное расследование, бунтуя тем самым против своего выхода на пенсию и отстранения от полицейской работы.
Отставному полицейскому быстро удается установить, что у некогда связанного с нацистскими военными преступниками Вильгельма Гетца были основания бояться за свою жизнь, а его смерть становится лишь первым звеном целой цепи убийств.
К расследованию Касдана подключается офицер Интерпола Фрэнк Салек, испытывающий к этому делу личный интерес, и герои выясняют о существовании тайной связи между серией убийств, старинным хором «Мизерере» и группой высокопоставленных политических деятелей..
Для начала стоит отметить, что французы вообще умеют снимать душевное криминальное кино.
Можно вспомнить шикарный сериал «Налёт» («Braquo» в оригинале, не путать с одноименным российским ремейком) и такие фильмы как «Набережная Орфевр, 36», «Видок», «Леон», «Багровые реки».
Бежавшие от правосудия нацистские деятели, загадочные убийства, тайные заговоры и церковь — неплохой задел для приключенческого детективного сюжета в духе «Кода да Винчи» или «Ангелов и демонов». Так и получилось. На статус шедевра «Мизерере» безусловно не тянет — но он определенно получился заслуживающим просмотра.
Главный недостаток фильма — недостаточная проработанность персонажей. Из всех действующих лиц живым человеком с характером и биографией воспринимается лишь Касдан в исполнении Жерара Депардье. Остальные — безликие статисты, суть которых сводится к тому, чтобы просто появиться в кадре и сказать пару фраз. Подобным статистом выглядит даже второй главный герой — чернокожий инспектор Фрэнк Садек в исполнении Джои Старра. Хотя, судя по косвенным признакам, образ этого персонажа должен быть намного глубже чем то, что продемонстрировали в экранизации.
А вот к актерской игре Депардье претензий нет. Потрепанный жизнью сыщик с тяжелой судьбой, рассекающий по узким улицам Парижа на громоздком малиновом Mercedes W140, вышел в его исполнении просто отлично.
Впрочем, было бы странно ожидать от Депардье, что он плохо справится с подобной ролью. Отыгрывать пожилых копов-алкоголиков ему не впервой, и в этом амплуа он как рыба в воде.
Другой недостаток «Мизерере» — скомканность сюжета.
После уютного и интригующего полумистического вступления события основной части сюжета сменяют друг друга как картинки в калейдоскопе. Вот главные герои начинают что-то понимать, вот уже докапываются до сути вещей, вот перед нами предстает (в двух единственных сценах на весь фильм!) основной сюжетный антагонист, еще немного — и уже конец.
Но это вина не режиссера, а выбранного формата. Очевидно, что лежащая в основе история просто-напросто не вписывается в 105 минут экранного времени, и полноценно раскрыть ее можно только в формате мини-сериала.
Надо полагать, что для читавших книгу-первоисточник Жана-Кристофа Гранже фильм «Мизерере» окажется разочарованием из-за поверхностности и скомканности повествования. Для всех остальных он будет неплохим криминальным триллером с мистической ноткой в сюжете. Не из тех фильмов, которые сохраняют в коллекцию для повторного просмотра, но все же вполне приятным.
У меня от просмотра остались в целом положительные впечатления. Смотреть можно. Особенно не читавшим одноименный роман.