«Дуэлянт» — псевдоисторическая драма, выпущенная в России в сентябре 2016 года.
В центре сюжета – жизнь молодого человека, который живет тем, что за деньги выходит на дуэльные поединки за других людей.
Начиная смотреть «Дуэлянта», я в общем-то был настроен на то, что фильм мне понравится. Я сразу ожидал, что фильм окажется исторически недостоверным, но считал, что это не помешает им насладиться. Ведь не ищем же мы исторической достоверности и аутентичности в таких фильмах, как «Видок» или «Шерлок Холмс» Гая Ричи.
Тем не менее, «Дуэлянт» умудрился полностью меня разочаровать.
Ну да обо всем по порядку.
Действие фильма разворачивается в Санкт-Петербурге 19 века. При этом город больше похож на викторианский Лондон, каким его изображают в западных псевдоисторических фильмах и сериалах (вышеупомянутый «Шерлок Холмс» Гая Ричи или сериал «Улица Потрошителя»). Мрачно, брутально, величественно.
И если бы не купол Исаакиевского собора, то отличить Петербург от Лондона в этом фильме было бы почти невозможно. Особенно с учетом того, что чуть ли не в каждой второй уличной сцене в «Дуэлянте» где-то на заднем плане кадра находится недостроенный мост, подозрительно напоминающий хорошо узнаваемый Тауэрский мост через Темзу.
Главный герой фильма – молодой человек по фамилии Яковлев (его роль исполняет Петр Федоров). Мрачный, циничный и всем своим поведением демонстрирующий усталость от жизни. Банальный и заштампованный образ? Так и есть.
Яковлев появился в Петербурге из ниоткуда, его биография является тайной, а зарабатывает на жизнь он тем, что за большие деньги замещает на дуэлях одного из участвующих в них лиц, а в свободное время напивается в хлам и демонстрирует своим видом как он устал от всего этого.
Действует Яковлев не в одиночку, а через посредника – германоязычного барона, который в свою очередь работает на графа Беклемишева.
Граф Беклемишев, чью роль в этом фильме исполняет Владимир Машков, является основным антигероем. Образ графа представить нетрудно, поскольку Машков во всех фильмах играет одинаково, изображая этакого побитого жизнью мужичонку – любимца женщин с твердым волевым стержнем. «Дуэлянт» не стал исключением.
И в принципе, первая часть фильма вполне смотрибельна. Банальный образ главного героя и одинаковый во всех фильмах Машков не мешают следить за развитием сюжета.
А вот дальше начинается форменная бредятина. Такое ощущение, что сценарий «Дуэлянта» начинал писать один человек – не самый талантливый, но все же не пропащий. А когда сценарий был дописан примерно до середины, то наработки этого первого сценариста забрал себе другой человек, бегло просмотрел по диагонали с чего там все началось и стал дописывать продолжение, причем в спешном порядке и особо не задумываясь об адекватности этого сценария.
Тут и «рояль в кустах» — оказывается, в крупном столичном городе Петербурге один из множества наемных бретеров Яковлев оказывается нанятым через барона-посредника не кем-то там, а своим заклятым врагом Беклемишевым.
Тут и вольные допущения, что в Петербурге уличная шпана может просто забить до смерти графа и это событие даже не всколыхнет полицейские структуры и общество.
Да, действительно, Петербург в 19 веке был достаточно криминализированным городом и около 25 000 человек из его полумиллионного населения составляли «люди дна» — нищие обитатели улиц, основная причина городской преступности. Но все же, отношения «одним графом больше, одним меньше, у нас этого графья как грязи» не было и быть не могло.
Тут и еще более вольные допущения, что адъютант скромного гусара может надругаться над представительницей старого дворянского рода и ничего ему за это не будет.
Тут и постельные сцены с участием княгинь, разворачивающиеся в каретах прямо на городских улицах на глазах толп снующих мимо городских обывателей.
Количество подобного бреда зашкаливает для обычной псевдоисторической драмы, но слишком мало для того, чтобы отнести фильм «Дуэлянт» к жанру сюрреализма и оценивать его с этой позиции.
Стоит отдать должное художникам и 3D-моделлерам, участвовавшим в создании «Дуэлянта». Декорации получились очень качественными, и даже сходство Петербурга с Лондоном на них можно простить.
Но абсолютно нулевой сценарий невозможно скомпенсировать уже ничем.
Смотреть не рекомендую.