«Не дыши» (Don’t Breathe) — американский триллер 2016 года, снятый Федерико Альваресом — режиссером, несколькими годами ранее снявшим вполне успешный фильм ужасов «Зловещие мертвецы: Черная книга».
Люблю я триллеры, в которых жертва и ее преследователь играют в кошки-мышки в замкнутом пространстве, из которого по каким-то причинам нельзя просто сбежать.
Поведение героев в таких фильмах часто противоречит здравому смыслу, но зато действие развивается очень динамично и постоянно держит в напряжении.
«Не дыши» является ярким представителем этого подвида триллеров.
Троица героев — молодой гопник Мэни, его подружка Роки, и находящийся во френдзоне у Роки паренек по имени Алекс промышляют мелкими ограблениями.
Мэни и Роки делают это в надежде, что на добытые подобные путем деньги когда-нибудь смогут уехать из города и начать новую жизнь. Отец Алекса — бизнесмен, и Алексу не особо нужны деньги, но он просто таскается повсюду следом за Роки.
И вот сладкая троица узнает о том, что где-то в глуши в одиночестве доживает свой век ветеран войны в Ираке, ослепший на оба глаза во время несения службы. И не просто доживает, а хранит где-то в доме 300 000 долларов, полученные им в качестве компенсации за погибшую под колесами автомобиля дочь.
Да еще и отец Алекса — владелец охранной фирмы — ставил в этом доме сигнализацию, а значит у сына есть возможность позаимствовать дополнительный комплект ключей и пульт от охранной системы.
Алекс без восторга воспринимает идею ограбления беззащитного старика, но Роки и Мэни видят в этом возможность сорвать куш, которого им как раз хватит на начало новой жизни. Не желая обидеть Роки, Алекс соглашается, и троица идет на дело.
Что может быть проще ограбления дома слепого инвалида пока он спит, особенно когда есть ключи и пульт для отключения сигнализации?
Однако, уже на месте оказывается, что обитатель дома не так прост и безобиден как кажется на первый взгляд. А в доме хранятся не только деньги, но и еще кое-что, что он готов защищать любой ценой.
И вот уже сами грабители, несмотря на свое численное преимущество, превращаются из агрессоров в жертв.
Федерико Альваресу удалось создать отличный триллер — динамичный и держащий в напряжении, со в меру оригинальным сюжетом.
В «Не дыши» нет мистики и пугалок-скримеров. Это очень хорошо.
Не понимаю я триллеров, где весь устрашающий эффект строится на том, что перед носом зрителя внезапно появляется какая-нибудь морда в сопровождении резкого звукового эффекта — и так раз за разом.
Отличительным моментом фильма является и то, что во время просмотра хочется сопереживать не жертвам, а их преследователю. Обычно в триллерах с «кошками-мышками» все по-другому: жертвы милые и хорошие, преследователь отвратительный.
Хотел бы я к чему-то придраться для проформы, но не к чему.
Динамика в фильме не угасает до самого конца, режиссер мастерски расставляет для зрителя паузы-передышки, во время которых кажется, что жертвы вот-вот спасутся, но нет — после небольшого затишья события снова начинают накаляться.
Концовка тоже вышла достойной.
«Не дыши» — фильм на один раз, но хороший фильм на один раз.
Смотреть рекомендую.