«Мурка» — российский драматический телесериал, стартовавший в 2017 году на Первом канале. Режиссеры — Антон Розенберг и Ярослав Мочалов, ранее приложивший руку к созданию унылого криминального сериала «На глубине».
В основу сюжета «Мурки» легла популярная городская легенда, также послужившая основой для одноименной блатной песни. Мол, якобы в начале 20 века ГПУ НКВД РСФСР проводило в Одессе масштабную спецоперацию против местного криминалитета, для чего в город была заслана целая группа агентов внедрения, во главе которой стояла женщина под псевдонимом Маруся Климова.
Было ли что-то подобное на самом деле — никто не знает. Документальных подтверждений существования подобной спецоперации нет до сих пор, во всяком случае в открытых источниках. С другой стороны, что-то же должно было послужить первоисточником для написания текста песни «Мурка». Но лично я все же склоняюсь к тому, что история «Мурки» — не более, чем городская легенда.
Ну да вернемся к сюжету фильма.
20-е годы прошлого века, расцвет эпохи НЭПа и бандитизма. Одесса — один из основных центров уголовного мира того времени. Весь город поделен на бандитские сферы влияния. Столичное ГПУ командирует в Одессу специальную группу, которая под легендой банды из Ростова должна влиться в одесский воровской мир, а затем найти и ликвидировать опасного уголовника по кличке Бриллиант.
Во главе спецгруппы стоит чекист по фамилии Берг, а одним из членов группы является Маруся Климова — 25летняя девушка, прошедшая Гражданскую войну и собирающаяся в скором будущем отойти от «чекистских» дел, выйти замуж и зажить тихой и спокойной жизнью.
Из Москвы группой руководит высокопоставленный чекист по фамилии Колыванов, который обеспечивает ей легенду и прикрытие через авторитетного вора по кличке Грек, которого вынуждают поручиться за спецгруппу (пустить «воровской прогон») в обмен на отсрочку исполнения расстрельного приговора.
После прибытия в город в группе происходит разлад, в ходе которого циничный и хладнокровный Берг откалывается от подчиненных и затевает свою собственную игру…
Когда речь заходит о криминальном сериале, действие которого разворачивается в Одессе времен раннего СССР, трудно избежать сравнений с нашумевшим сериалом «Ликвидация» 2010 года.
Именно внезапный успех «Ликвидации» породил моду на такой поджанр криминального сериала как «детектив про советскую милицию и советских бандитов». Пошла волна поделок, эксплуатирующих эту тему: «Черные волки», «Жизнь и приключения Мишки Япончика», «Пепел», «Господа-товарищи», «Марьина роща», «Легавый».
Что-то из этого списка вышло смотрибельным, что-то не очень, но повторить успех оригинальной «Ликвидации» не удалось никому.
Создатели «Мурки» пошли по другому пути. Вместо того, чтобы стремиться догнать и перегнать «Ликвидацию», делая акцент на серьезность и мрачную атмосферу, они решили эксплуатировать комиксовую стилистику.
И получилось весьма интересно и необычно.
Одесса в видении авторов «Мурки» вышла по-игрушечному яркой и солнечной.
Образы бандитов вышли нарочито пестрыми и гротескными.
Экшн-сцены представлены вычурными, и в то же время комичными.
Полнейший отход от устоявшегося клише. Вместо второй «Ликвидации» получилось нечто вроде «Охотников на гангстеров», только в атмосфере провинциальной глубинки.
И тут выяснилось странное. Зрительская аудитория оказалась не в силах понять подобное режиссерское решение!
На всех интернет-ресурсах, где ведется обсуждение «Мурки», этот сериал критикуют за несерьезность. «Балаган какой-то», — пишет один разгневанный зритель. «Да они бы хоть посмотрели как на самом деле выглядит одесская гостиница «Лондонская», вокруг которой разворачиваются события», — вторит ему другой. «Похоже на спагетти-вестерны из семидесятых годов, что за фигня», — подключается к диалогу еще один киноэксперт.
Публика не поняла. Гротескные образы отрицательных героев они приняли за плохую актерскую игру, а лубочные декорации — за исторический кретинизм создателей.
Но самое обидное заключается в том, что сами создатели умудрились загубить свое творение пошлейшей и отвратительнейшей амурной линией, которая появляется ближе к концу сериала и прочно занимает собой передний план.
Такое ощущение, что когда телеканалы дают заказ на снятие того или иного сериала, они ставят режиссерам обязательное условие: «Так, парни, снимать вы можете что хотите и как хотите, но не менее 30% экранного времени должна показываться любовь, причем в таком виде, чтобы было понятно и доступно даже бабе Дусе из дремучей деревни! Нам нужна женская аудитория, даже если ваше творение изначально не было на нее рассчитано!». И режиссеры подчиняются, и вставляют в сюжет не вписывающуюся туда изначально love story, и делают ее такой примитивной, чтобы даже баба Дуся поняла.
Увы, но «Мурка» оказалась провальным проектом. Я не согласен с критиками, не понявшими комиксовую стилистику этого сериала, но согласен с итоговой оценкой.
Отлично начинавшийся сериал скатывается ближе к концу в скуку и уныние.
Смотреть не рекомендую.
А мне понравился сериал,легкий, местами смешной и комичный,не напрягает, и декорации понятны вполне, актеры таки ничего…