«Мосгаз», «Палач», «Паук» и «Шакал» — российские детективные сериалы, транслировавшиеся с 2012 по 2016 годы.
Я объединил эти обзоры в один текст, потому что фактически речь идет об одном сериале, разделенном на 4 сезона. Ну вот не любят почему-то российские телевизионщики деления на сезоны, и вместо этого норовят раздробить один связный сериал на несколько отдельных произведений. Так случилось и на этот раз.
Действие квадрологии «Мосгаз» — «Палач» — «Паук» — «Шакал» разворачивается в Москве на протяжении 60-70 годов 20 века, а сквозной линией является история следователя МУРа майора Черкасова и его коллег.
В основу 3 из 4 частей сериала легли реальные исторические преступления позднего СССР: серия убийств Владимира Ионесяна, история разоблачения Антонины Макаровой («Тоньки-пулеметчицы») — коллаборационистки и карательницы времен Второй мировой войны, ограбление Госбанка Армянской ССР. И только сюжет «Шакала» является вымыслом от и до, не имея в своей основе никаких исторических отсылок.
В реальности все эти события были значительно разнесены во времени и пространстве, но во вселенной сериала все они имеют привязку к Москве и области, а связующим элементом послужил майор МУРа Черкасов, который по сюжету и расследовал эти преступления.
В этом ему помогают подчиненные, в частности молодая сотрудница Соня Тимофеева, выходица из номенклатурной семьи и внучка давнего друга майора Черкасова — генерала Тимофеева.
В силу своего происхождения Соня имеет знакомства в рядах «творческой интеллигенции» тогдашней эпохи, поэтому на протяжение всего сериала среди действующих лиц нередко будут оказываться представители столичной богемы того времени.
Продолжая разговор о сюжете стоит сказать, что сценаристом 3 из 4 сезонов квадрологии выступила Зоя Кудря — а ее сценарии всегда отличаются качеством и отходом от привычного шаблона «детективчик с мелодраматической составляющей для домохозяек», по которому нынче создается большинство контента для российского телевидения.
И только в «Пауке» Кудрю по какой-то причине заменили на другого сценариста, что сильно сказалось на его восприятии: с первых серий замечается, что сериал как-то просел, не цепляет эмоционально и не держит интригу.
К счастью, сценарий заключительного сезона цикла («Шакал») опять доверили создавать Зое Кудре, что вытянуло сериал на прежний уровень качества.
К слову об интриге. Несмотря на то, что сериал создавался по мотивам исторических событий, сюжет получился действительно качественным и интригующим. Ключевое слово здесь — «по мотивам».
Если в сериале «Риллингтон-плейс» (также основанном на исторических событиях) просто пересказывалась история реально существовавшего человека, то в сюжетах «Мосгаза», «Палача» и «Паука» события-первоисточники были творчески пересмотрены, в результате чего сохранилась только общая канва, а действующие лица, их мотивация и взаимоотношения отображены совершенно по-другому.
Так что знание, к примеру, биографии Владимира Ионесяна, почерпнутое из статьи на Википедии или просмотра посвященной ему серии «Следствие вели…» не заставит заскучать при просмотре «Мосгаза».
Но особенно создателям удался сюжет «Палача», где основная интрига была сохранена вплоть до финальных серий.
В плане атмосферы квадрология «Мосгаз» — «Палач» — «Паук» — «Шакал» выглядит под стать остальным топовым премьерам Первого канала («Метод», «Мажор 2» и т.п.) — картинка очень качественная, приятная и сочная.
Заснеженные аллеи с елями, величественные здания в стиле «сталинский ампир», просторные помещения с ретро-обстановкой и панорамные виды на уютные исторические кварталы.
Все бездушное, серое и неприглядное в сериал не попадает, а зрителю снова демонстрируется Москва, в которой хочется жить. Ну или по которой хочется ностальгировать.
Звездой квадрологии стал Андрей Смоляков — исполнитель главной роли майора Черкасова. Смолякова я считаю одним из лучших отечественных актеров современности и слежу за его творчеством еще с момента, когда он запомнился мне блестящей ролью киллера-интеллигента Цыбина из отличного сериала «Потерявшие солнце».
Именно из-за Смолякова я и обратил внимание на сериал «Мосгаз», а посмотрев его решил продолжить знакомство с этим циклом.
На втором плане можно увидеть как известные лица вроде Сергея Жигунова, Юрия Чурсина и Сергея Угрюмова, так и менее именитых актеров.
Откровенно неудачных персоналий в актерском составе нет, но все же именно Смоляков является звездой на общем фоне и своим успехом квадрология обязана не в последнюю очередь его личной харизме.
Сюжет последнего сериала в цикле — «Шакала» — завершается вполне однозначным эпилогом, ясно дающим понять, что продолжения серии не будет. Тема майора Черкасова закрыта.
И это прекрасно — редко какой сериал завершается на позитивной волне, не утомив зрителя постепенным скатыванием в занудство и уныние.
«Мосгаз», «Палач» и «Шакал» категорически рекомендую к просмотру. «Паук» — строго по желанию, все-таки из-за смены сценариста он ощутимо проседает по качеству. Если его пропустить, то понимание логики сюжета не утратится и события заключительной части цикла не станут менее понятными.
«Сюжет последнего сериала в цикле – “Шакала” – завершается вполне однозначным эпилогом, ясно дающим понять, что продолжения серии не будет. Тема майора Черкасова закрыта.»
можно уже статью поправить, вышло два продолжения
Сатана и Мосгаз. Формула мести