«Чума» — российский криминальный сериал, вышедший на телеканале НТВ в 2015 году. Режиссер — Алексей Козлов, в главных ролях снялись Александр Устюгов, Сергей Жарков и Юрий Беляев.
Действие сериала разворачивается в Санкт-Петербурге на протяжении 1992-93 годов. Дерзкий и опытный оперативник Алексей Чумов по прозвищу «Чума» (его роль исполняет Михаил Жарков) проводит рядовую операцию по задержанию питерских бандитов, когда в ее ход внезапно вмешивается Михаил Табаков (Александр Устюгов) — недавно освободившийся из мест лишения свободы уголовник по кличке «Табак».
Провинциальный уголовник Табак на мели — у него нет ни денег, ни родных, от безысходности он подается в Питер и тут же оказывается в нужном месте в нужное время: убивая одного из оперативников, Табак помогает скрыться бандиту из группировки некоего Фомича (Юрий Беляев) — криминального авторитета и владельца одного из первых питерских казино. Фомич устраивает Табака к себе в банду, однако амбиции последнего не дают ему спокойно жить под чужим крылом, и вскоре их пути расходятся.
Противостояние трех сторон — криминального авторитета Фомича, жаждущего отомстить за смерть своего коллеги опера Чумы, и своевольного и беспринципного Табака и становится основой сюжета сериала «Чума».
Вообще я достаточно толерантно отношусь к российским криминальным сериалам. Если не ждать от очередного поделия телеканала НТВ глубины и драматизма на уровне какого-нибудь «Breaking Bad», а от актеров игры как в «Крестном отце» или «Славных парнях», то такие сериалы вполне смотрибельны, динамичны и подходят для ленивого вечернего просмотра.
Но сериал «Чума» — это не тот случай. Тут отвратительно вообще все: сюжет, актерская игра, декорации и стилизация под эпоху ранних 90-х.
Мы хотели не только воссоздать эпоху, но и ошеломить публику сюжетом, динамикой повествования. Насколько это получилось, зрители узнают уже совсем скоро», — комментировал свое детище перед выходом на телеэкраны режиссер и автор сценария Алексей Козлов.
«Воссоздание эпохи» начинается с образа главного положительного героя — оперативника Алексея Чумова, которого создатели сериала нарядили в куртку из тонко выделанной кожи и фетровую шляпу.
Получился такой модный хипстерский имидж из 2010-х годов, при том, что по легенде события «Чумы» разворачиваются в 92-93 годах двадцатого столетия.
Не менее странным получился и имидж главного антагониста — провинциального уголовника Табака в исполнении Александра Устюгова, из которого сделали какое-то гротескное подобие итальянского гангстера из фильмов про мафию.
К подбору декораций подошли еще более халтурно, чем к проработке стиля персонажей. Для сериала были закуплены несколько «знаковых автомобилей эпохи» — Mercedes W201, Mercedes W140, BMW E34, пара «Жигулей», и.. все. На протяжение всех 24 серий зрителю мозолят глаза одним и тем же «Мерседесом», одной и той же BMW и одними и теми же «Жигулями», которые каждый раз якобы принадлежат разным персонажам.
А если какой-то персонаж едет по улице на автомобиле, то это будет единственный автомобиль на всю улицу — подобрать еще с десяток древних иномарок и «жигулей» для имитации транспортного потока создатели не сочли нужным.
Также, по версии авторов сериала, в атмосферу ранних девяностых отлично вписываются пластиковый сайдинг и современные деревянные коттеджи в эко-стиле.
При этом существует много фильмов и сериалов, создатели которых не кичились «воссозданием эпохи», но намного более достоверно выразили атмосферу и стиль того времени. Шикарный во всех отношениях «Бандитский Петербург», первые сезоны «Улиц разбитых фонарей», «Потерявшие солнце», «Тульский Токарев», «Ледниковый период» — это только то, что удалось вспомнить навскидку.
Под стать декорациям и актерская игра. Персонажи получились совершенно картонные, характер взаимоотношений между ними какой-то инопланетный, мотивация поступков высосана из пальца.
Самым диким выглядит образ криминального авторитета Фомича, который предстает перед зрителем этаким меланхоличным дедушкой, который прощает врагов с такой же легкостью, с какой буквально несколькими минутами раньше отдает приказы «съездить на стрелку» или «решить вопрос». Удивляет, как вообще на такую роль подписался на старости лет Юрий Беляев.
Оппонирует Фомичу другой веселый дедушка — криминальный авторитет Карандаш, выглядящий и ведущий себя в кадре так, будто его выдернули на съемки прямо из какого-нибудь сериала про одесских налетчиков эпохи НЭПа.
Тут опять трудно не вспомнить «Бандитский Петербург», где воротилы криминального мира ведут себя так, как и положено криминальным авторитетам со стажем. А здесь иногда начинает казаться, что мы имеем дело с криминальной комедией, которая просто пытается косить под брутальный боевик. Но для того, чтобы назвать «Чуму» черной комедией, не хватает нарочито гротескных элементов. Так что нет. Халтура — она и есть халтура.
На фоне отвратительной актерской игры и убогой стилизации под питерские 90-е меньше всего претензий остается к сюжету. Он шаблонный и не может похвастаться ни глубиной ни брутальной реалистичностью, но если бы атмосфера в сериале была проработана на достойном уровне, а персонажи не вели бы себя как отморозки с другой планеты, то при минимальной доработке сюжета у авторов получился бы вполне проходной середнячок на криминальную тематику.
Бывает, что первые серии того или иного сериала ну совершенно не цепляют, зато потом все как-то раскачивается и начинает смотреться с интересом. Так было с «Ленинградом 46», который я чуть было не забросил на первых же сериях, а потом запоем досмотрел до конца. Или «True Detective», один из лучших сериалов последних лет, тоже начинается весьма вяло, но потом быстро набирает обороты.
Но это не тот случай. Это просто бездарная халтура с первой и до последней серии. «Чуму» можно было бы счесть дебютной работой молодого и неопытного режиссера, если бы не одно но: 58-летний Алексей Козлов на молодого и неопытного не тянет ну никак, а в его послужном списке наличествует более 20 режиссерских работ.
Смотреть не рекомендую.